Москва            Прага              Санкт-Петербург            Екатеринбург            Новосибирск            Омск
+ 7 (495) 777-25-20
12 дек 2013
Типовые проекты Юристы по государственно-частному партнерству

Наши юристы по государственно-частному партнерству имеют 15 летний опыт сопровождения проектов, и успешно решают  задачи в данной области, досконально владея нюансами и правовыми коллизиями в  сфере ГЧП.

Сопровождая сделки ГЧП юристы по государственно-частному партнерству,  используют существующие гражданско-правовые институты, соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения создавая под каждый проект отдельные сложно-структурированные смешанные договора.

Как показала многолетняя практика юристов по государственно-частному партнерству, ранее существенным припятствием в реализации проектов ГЧП были бюджетные ограничения которые по многим проектам не позволяли финансировать всю необходимую инфраструктуру за счет средств бюджета,  однако в настоящий момент целенаправленные усилия властей и соответственно решение проблемы на федеральном уровене значительно упорядочит и расширит сферу применения ГЧП.

При обращении клиентов юристы по государственно-частному партнерству прежде  всего разъясняют правовое содержание самого термина государственно-частное партнерство представляющее собой долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов по решению задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, с соответствующим разделением рисков и привлечением частных ресурсов.

Предметом соглашения о государственно-частном партнерстве может быть различное имущество как недвижимое так и движимое имущество, включая технологически связанное между собой, например объекты:

  • транспортной инфраструктуры и транспорта;
  • коммунального хозяйства;
  • энергоснабжения;
  • обороны и безопасности;
  • подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;
  • используемые для медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
  • образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
  • используемые для туризма, рекреации и спорта;
  • трубопроводного транспорта;
  • используемые для охраны правопорядка.

Указанные объекты согласно соглашения о ГЧП могут:

  • создаваться,
  • реконструироваться,
  • модернизироваться,
  • эксплуатироваться.

В качестве публичного партнера в ГЧП смогут выступать действующие самостоятельно или совместно все перечисленные в ГК РФ публичные субъекты:

  1. Российская Федерация,
  2. Cубъекты РФ,
  3. Муниципальные образования в лице уполномоченного органа власти,
  4. Уполномоченное юридическое лицо, контрольный пакет акций, более 50 процентов долей в уставном капитале или имущество которого принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Частным партнером, в свою очередь, может быть российское или иностранное юридическое лицо, а также их объединения, являющиеся стороной соглашения о ГЧП.

При этом юристы по государственно-частному партнерству разъясняют что частный партнер должен быть в соответствующем порядке признан победителем конкурса на право заключения такого соглашения или определен в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством. Впрочем, из этого правила вероятно будут исключения. Конкурс не будет проводиться, например, в следующих случаях когда требованиям предварительного отбора соответствует только одна заявка, либо если объект соглашения о ГЧП (или участок, на котором будет расположен объект) находится во владении, пользовании или собственности частного партнера.

Кроме того, предполагается что при отказе победителя от заключения соглашения это право переходит к участнику конкурса, который предложил условия, лучшие после предложенных победителем. Соответственно законодательство о госзакупках планируется изменить таким образом, чтобы на проекты ГЧП не распространялись положения закона госзакупках.

Частному партнеру могут быть предоставлены право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Частный партнер, в свою очередь, либо обязуется создать (реконструировать, модернизировать, обслуживать) объект соглашения, который впоследствии остается в его собственности или передается публичному партнеру, либо использует свое имущество в рамках соглашений, либо передает публичному партнеру право на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Юристы по государственно-частному партнерству всегда подчеркивают что возможны и иные формы участия публичного и частного партнеров в соглашении о ГЧП и даже сочетание нескольких форм участия в рамках одного проекта.

Таким образом обязательства публичного партнера, как правило заключаеться в предоставлении ресурсов, а частного партнера – в таких задачах необходимых для реализации проекта как:

  • проектирование,
  • создание,
  • реконструкция или поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры,
  • финансирование.

Юристов по государственно-частному партнерству часто спрашивают возможно ли предусмотреть в соглашении о ГЧП какую либо защиту частного партнера от неблагоприятного изменения законодательства, которая обеспечивала бы ему возможность сохранить первоначальное распределение рисков на весь срок существования партнерства.

Действительно условия соглашения могут быть изменены в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о ГЧП. Однако это правило не будет применяться при изменении техрегламентов или иных актов, регулирующих охрану недр, окружающей среды или здоровья граждан. Кроме того, частный партнер сможет потребовать изменения условий соглашения, если изменятся регулируемые государством тарифы, и возмещения убытков от незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В целом юристы по государственно-частному  партнерству считают ГЧП эффективной формой сотрудничества бизнеса и государства которая проверена временем в иностранных государствах и представляется выгодной и удобной для компаний и предпринимателей в России, заинтересованных в содействии государственных и муниципальных органов.