
Адвокат по жилищным вопросам имеющий 20 летний опыт ведения таких дел принял в производство обращение клиента о нарушении его прав Федеральным государственным казенным военно образовательным учреждением заявившем требование о его выселении из занимаемого жилого помещения.
Адвокат по жилищным вопросам проанализировав представленные документы, выяснил что у Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военный университет были основания чтобы обратиться в суд с иском к военнослужащему и членам его семьи о выселении из квартиры, находящейся в специализированном жилищном фонде, без предоставления другого жилого помещения. Данная жилая площадь была предоставлена военнослужащему и членам его семьи жене и дочери командованием Военного университета временно как слушателю Университета на период обучения. По окончании обучения военнослужащий был направлен к новому месту службы, в связи с чем с момента окончания срока обучения у него возникла обязанность освободить спорное жилое помещение, однако он и члены его семьи оставались проживать в спорной квартире. При этом военнослужащий и члены его семьи не состояли с Военным университетом в трудовых или военно-служебных отношениях, а поэтому не имели права на проживание в специализированном жилищном фонде Военного университета.
После анализа обстоятельств дела адвокат по жилищным вопросам выработал правовою позицию, подготовил и подал отзыв на исковое заявление в котором прописал основания для отказа истцу в требовании о выселении доверителя из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании адвокат по жилищным вопросам иск не признал, просил оставить иск без удовлетворения и пояснил, что после окончания Университета его доверитель был направлен на службу в Военное училище ВДВ, после чего поступил в распоряжение командующего ВДВ, откуда был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Поскольку на момент увольнения с военной службы он нуждался в предоставлении ему Министерством обороны жилья, иного жилья не имеет, выселение его из занимаемой квартиры является незаконным.
Кроме того сам ответчик пояснил, что он расторг брак, в связи с чем являлся одиноким отцом с несовершеннолетним ребенком, которые не могли быть выселены без предоставления иного жилого помещения. Адвокат по жилищным вопросам уточнил так же что истец не является собственником спорного жилого помещения и кроме того пропустил срок исковой давности предъявления заявленных требований, который истек через три года после окончания ответчиком обучения в Военном Университете.
Обосновывая свою правовую позицию адвокат по жилищным вопросам указывал что согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения в общежитиях;
- жилые помещения маневренного фонда;
- жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
- жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
- жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
- жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
По правилам ч.1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
При этом адвокат по жилищным вопросам указал, что частью второй ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
- пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
- Квартира занимаемая военнослужащим, на основании решения исполнительного комитета совета народных депутатов была передана Военному учебному заведению, для заселения слушателей и адъюнктов на время учебы.
По своему правовому статусу данная площадь являлась муниципальной собственностью, находящейся в оперативном управлении ВУЗА, как специализированный жилищный фонд, предназначенный в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 94 Жилищного кодекса РФ, для временного проживания граждан на период службы, обучения.
Указанная квартира была выделена военнослужащему с женой и дочерью, Университетом который выступал, в данном случае, наймодателем, а военнослужащий - нанимателем спорного жилого помещения, что вытекало из характера сложившихся между ними отношений.
Адвокат по жилищным вопросам подчеркнул, что в соответствии с п.17 «Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте» и после июля 2000 года в соответствии с п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (с изменениями от 20 августа 2008 г.), утвержденной приказом N 80 Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. все вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и Инструкцией.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли в период действия (до 1 марта 2005 год) ЖК РСФСР, адвокат по жилищным вопросам обратил внимание суда на то, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ от 24.12.2004 г. к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом; суд применяет положения ст. 13 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 части 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с п.24, 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», без согласия военнослужащего увольнение с военной службы без обеспечения его жильем, не допускается. В противном случае он подлежит восстановлению в нарушенных правах. При этом имеется в виду наличие законных оснований для обеспечения жильем.
Истец же апеллировал к тому что военнослужащий был уволен с военной службы без обеспечения жилой площадью с его согласия. За защитой жилищных прав в судебные органы не обращался. В настоящее время обеспечен жильем, права состоять на учете для получения другого жилого помещения не имеет, в связи с этим, положения ст. 108 ЖК РСФСР, в части невозможности выселения без предоставления другого жилого помещения, применению не подлежат, а подлежит применению ст.103 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
В результате тщательной проработке правовой позиции и многолетней практики адвоката по жилищным вопросам суд принял аргументацию адвоката и отказал в удовлетворении исковых требований Федеральному государственному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования о выселении доверителя без предоставления другого жилого помещения.