Москва            Прага              Санкт-Петербург            Екатеринбург            Новосибирск            Омск
+ 7 (495) 741-35-91

Адвокат по разбирательствам в ФАС

 

Адвокаты по разбирательствам в ФАС более 20 лет успешно защищают права участников конкурентных рынков еще на стадии досудебных разбирательств в антимонопольных органах России. 

При разбирательствах в ФАС РФ, наши адвокаты по разбирательствам в ФАС имеют один из самых высоких показателей выигранных антимонопольных споров - более 98 %.

Многолетняя практика адвокатов по разбирательствам в ФАС позволяет эффективно использовать все ключевые положения и нюансы применения закона "О защите конкуренции", АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ, регулирующих поведение, ответственность и порядок защиты прав хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Выдержки из выигранного с участием адвокатов по разбирательствам в ФАС дела приведенные ниже, раскрывают некоторые аспекты и специфику процедуры антимонопольных разбирательств.

 

К адвокатам по разбирательствам в ФАС обратилась горнорудная компания (далее ГРК), в связи с поступившим в ФАС заявлением о нарушениях антимонопольного законодательства.

Дело было возбужденно по признакам нарушения ГРК части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на товарном рынке рудного концентрата (далее концентрат) в Российской Федерации.

 Основанием для возбуждения дела в отношении ГРК, интересы которой начали представлялять адвокаты по по разбирательствам в ФАС послужили заявления компаний закупающих концентрат (далее – Заявители).

Как выяснилось, ГРК является крупнейшим производителем концентрата на территории Российской Федерации. 

Заявители неоднократно обращались к ГРК по вопросу заключения долгосрочного договора на поставку концентрата в 2013 году. Вместе с тем, ГРК осуществляла реализацию данного товара Заявителям исключительно путем заключения краткосрочных договоров по ценам, которые превышали цены аналогичного товара, реализуемого иностранным покупателям. Разница цен составляла от 2% до 10% и возникала в результате того, что ГРК  по договорам поставки с иностранными покупателями самостоятельно уплачивало величину экспортной пошлины, установленной на уровне 10% от цены товара.

На основании изложенного и полагая, что ГРК занимает доминирующее положение на рынке концентрата в Российской Федерации, Заявители предположили, что в действиях ГРК содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен на товар и необоснованного отказа от  заключения долгосрочного договора.

На основании информации, подготовленной специалистами компании и адвокатами по по разбирательствам в ФАС,  в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке концентрата.

Исходя из данных, представленных компаниями Заявителями об отсутствии возможности отказа от концентрата производства ГРК, были определены продуктовые границы товарного рынка, географические границы – территория Российской Федерации. 

Результаты анализа состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке концентрата, проведенного в ходе рассмотрения заявлений, показали, что ГРК в 2013 занимало доминирующее положение на рассамтриваемом товарном рынке концентрата в Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела специалисты и адвокаты по по разбирательствам в ФАС от имени ГРК неоднократно заявляли об отсутствии доминирующего положения и необходимости пересмотра продуктовых и географических границ рассматриваемого товарного рынка.  

На основании поручения Председателя Комиссии, в соответствии с требованиями Порядка был доработан анализ состояния конкуренции рассматриваемого товарного рынка. 

Кроме того, поскольку в рамках рассмотрения дела, возбужденного в отношении ГРК, исследовалась деятельность ответчика на рынке концентрата в период с января 2013 по ноябрь 2014 года, был расширен временной интервал исследования товарного рынка и установлен период с 01.01.2013 по 30.11.2014.

По результатам данного анализа установлено следующее.

Состав и качество концентратов в Российской Федерации регламентируются межгосударственным стандартом ГОСТ. На основе сведений о функциональном назначении, качественных и технических характеристиках, особенностей химического состава, а также договоров, заключенных между Заявителями и ГРК предварительные границы товарного рынка были определены как концентрат определенной марки.

Таким образом, исходя из функционального назначения товаров,  входящих вместе с рассматриваемым Товаром в одни классификационные группы Общероссийских классификаторов продукции, были выявлены товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для концентратов разных классов.

В соответствии с п. 3.7 Порядка в рамках выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к Товару, ФАС России проведён опрос потребителей концентрата на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности потребителя заменить в производственных целях один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Анализ ответов потребителей, а также сведений о закупках, представленных потребителями Товара, было установлено, что основным свойством, определяющим выбор потребителя, является техническая и технологическая возможность переработки определенного вида концентрата.

Вместе с тем, в результате проведения плановой проверки потребителя Товара было установлено, что наряду с концентратом в производстве использовались продукты переработки и отходы (лом) – отходы твердосплавной промышленности. 

Таким образом, в результате анализа закупок сырья покупателями концентрата на территории Российской Федерации в 2013-2014  гг. установлено, что  для производства может быть использован концентрат определенных марок, отходы различных марок. В рамках проведенного анализа данные товары отнесены к категории товаров-потенциальных заменителей концентрата на данном товарном рынке.

В соответствии с п. 3.8 Порядка ФАС России был проведен «тест гипотетического монополиста» для выявления взаимозаменяемых по отношению к концентрату товаров. Анализ ответов потребителей показал, что потребители не готовы заменять концентрат иными товарами.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела установлено, что в условиях повышения цены на концентрат на размер экспортной пошлины потребитель в ряде случаев отказывался от закупки данного вида сырья, что приводило к снижению объема продаж на указанном товарном рынке. 

В результате анализа качественных характеристик сырья, технологических стандартов производства, фактической структуры закупок потребителей установлено, что исследуемый концентрат может быть заменен концентратом иных марок, отходами определенных марок и т.д.

Таким образом, в рамках анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке концентрата установлено, что концентрат является основным, но не единственным возможным продуктом, предназначенным для производства. С учетом технологических особенностей переработки, а также особенностей рыночной конъюнктуры в рамках рассматриваемого временного периода были определены продуктовые границы товарного рынка, в которые вошли определенные виды продукции.

На основании анализа условий обращения концентрата выявлено, что для всех рассматриваемых видов концентрата существует вывозная пошлина, действующая с 19.12.2012 г. и установленная на уровне 10%.

При этом анализ товаропотоков и фактических районов продаж показал, что в 2014 году российские покупатели имели возможность и фактически заменяли концентрат товаром иностранного производства, несмотря на разницу в цене более 10% от стоимости исследуемого концентрата.

Результаты установления фактических районов продаж концентрата и «теста гипотетического монополиста» позволили определить в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка в 2013 году территорию Российской Федерации, в 2014 году – территорию Российской Федерации и Вьетнама.

Были определены предприятия-производителями  концентрата, поставщики отходов и основные потребители концентрата на территории Российской Федерации.

В анализе рынка объем товарной массы на рынке концентрата и лома в 2013 году определен как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке приобретателями, осуществляющими хозяйственную деятельность в установленных географических границах рынка в 2013 году.

Таким образом, доля ГРК на рынке концентрата в границах Российской Федерации в 2013 году составила 17,48%.

Рассчитать объем товарной массы на рынке концентрата и лома в 2014 году не представляется возможным ввиду отсутствия сведений о  реализации и потреблении указанной продукции предприятиями, находящимися на территории Вьетнама.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Учитывая результаты проведённого в соответствии с Порядком анализа состояния конкуренции на рынке концентрата и руководствуясь положениями части 2 статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила, что ГРК в 2013 — 2014 гг. не занимало доминирующее положение на товарном рынке концентрата в Российской Федерации.

По итогам ознакомления с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции на рынке концентрата на территории Российской Федерации Заявители представили свои возражения в части установления продуктовых границ товарного рынка.

С учетом позиции изложенной специалистами и адвокатами по разбирательствам в ФАС, Комиссия пришла к выводу, что доводы Заявителей о невозможности замены концентрата иными продуктами являются необоснованными.

Таким образом, Комиссия установила, что в связи с отсутствием у ГРК доминирующего положения на рынке концентрата на территории Российской Федерации в 2013 — 2014 годах, цена на концентрат, поставленный в адрес российских покупателей в рассматриваемом периоде, не может быть признана монопольно высокой, а также отсутствует факт ущемления интересов российских покупателей.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:

  • Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения ГРК части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на товарном рынке в Российской Федерации в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГРК на указанном товарном рынке.
  • Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения ГРК части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением путем ущемления интересов российских покупателей на рынке концентрата в Российской Федерации в 2013 году в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГРК на указанном товарном рынке.

 

 

 

 


К другим судебным делам:

10 фев 2020
Адвокат по субсидиарной ответственности
Адвокаты по субсидиарной ответственности более 20 лет защищают права клиентов по данной категории споров.

21 января 2020
Адвокат по поставке товаров
Адвокат по поставке товара коллегии "Кученев Лопушанский и партнеры" юолее 20 лет успешно защищает права лиц осуществляющих поставку и примку товаров.

11 окт 2019
Адвокат по строительным спорам с ДГИ
Адвокат по строительным спорам с ДГИ более 20 лет защищает права собствеников от сноса самовольных построек, застройщиков и подрядчиков при реализации строительно монтажных работ.