Москва            Прага              Санкт-Петербург            Екатеринбург            Новосибирск            Омск
+ 7 (495) 741-35-91
19 мая 2015
Типовые проекты Адвокаты по инвестициям в стратегические общества

Адвокаты по инвестициям в стратегические общества коллегии «Kuchenev Lopushansky & partners» более 20 лет осуществляют правовое сопровождение иностранных инвестиций в ключевых отраслях экономики России.

Группа  компаний обратившись к адвокатам по инвестициям в стратегические общества, поставила вопрос о правомерности отказа полученного обществом от уполномоченного органа России на оформление лицензии на разработку, производство, испытание и ремонт стратегического вида техники.

При предварительном анализе предоставленных компанией данных, адвокаты по инвестициям в стратегические общества выяснили, что акционером одного из обществ группы компаний является иностранный гражданин.

После тщательного анализа предоставленных документов, адвокаты приступили к правовому заключению, в основу которого были положены следующие положения действующего российского законодательства регулирующего данную сферу.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, подлежат лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Кроме того, адвокаты по инвестициям в стратегические общества отметили, что указанной норме соответствовало и сообщение Министерства промышленности и торговли РФ в адрес общества о том, что «получение новой лицензии для осуществления заявленных работ по продлению ресурса авиационных двигателей, а также для исправления ошибки в действующей лицензии в отношении адреса места нахождения общества, не требуется, поскольку такие изменения осуществляются посредством переоформления действующей лицензии общества».

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», основанием отказа в предоставлении лицензии является:

  1. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  2. установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  3. представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12  настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Адвокаты по инвестициям в стратегические общества обратили внимание клиента так же на то, что согласно Приказу Минпромторга России от 14.09.2012 № 1290 «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники», пунктами 42, 43 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, а именно:

  • наличие в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г.  № 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники», порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, осуществляемых юридическими лицами, утвержден Положением о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники.

Согласно пункта 2 указанного Положения, лицензирование разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в части работ и услуг, указанных в перечне к Постановлению Правительства от 28 марта 2012 г. № 240.

В силу подпункта «г» пункта 3 указанного Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, в частности являются соблюдение требований федеральных законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ФЗ № 57) при наличии иностранных инвестиций.

В соответствии с  частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В целях Федерального закона № 57-ФЗ,  иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе, созданные на территории РФ.

В силу статьи 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранный инвестор - иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который, как отмечают адвокаты по инвестициям в стратегические общества, вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 57-ФЗ, контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение - возможность иностранного инвестора или непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) двадцать пять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать двадцать пять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества.

В соответствии с пуктом 2 части 1 статьи 3 Федерального Закона № 57-ФЗ хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, признается хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение, указанных в стаье 6  Закона № 57, в частности производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (подпункты 31, 32  статьи 6 Федерального закона № 57-ФЗ).

Учитывая изложенное, обратившееся за разъяснениями хозяйственное общество должно быть квалифицировано как иностранный инвестор, имеющий стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности Российской Федерации.

Однако, при этом адвокаты по инвестициям в стратегические общества обратили внимание клиента на то, что согласно статье 2 Федерального закона № 57-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами (группой лиц) инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов (группы лиц) над такими хозяйственными обществами.

Поскольку обратившееся общество не осуществляло и не осуществляет сделок, связанных с осуществлением иностранными инвесторами (группой лиц) инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов (группы лиц) над такими хозяйственными обществами, нормы указанного закона не препятствуют переоформлению действующей лицензии общества на лицензию, по осуществлению вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом, основания несоответствия общества Федеральному закону от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» также отсутствуют.

Более того, как указали адвокаты по инвестициям в стратегические общества, в силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 57-ФЗ, не подлежат предварительному согласованию сделки с акциями (долями), составляющими уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в случае, если до совершения указанных сделок иностранный инвестор, который намеревается совершить сделку, прямо или косвенно распоряжается более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества.

Анализ нормативно-правовой базы во взаимосвязи с предметом исследования, произведенный адвокатами по инвестициям в стратегические общества показал, что при отсутствии прямого и/или косвенного запрета на переоформление действующей лицензии иностранным инвестором участвующим в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, который не совершал и не совершает сделок, связанных с осуществлением иностранными инвесторами (группой лиц) инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов (группы лиц) над такими хозяйственными обществами, решение уполномоченного органа – Минпромторга о несоответствии общества требованиям подпункта «г» пункта 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, является незаконным.

Данный вывод подтвержден позицией Федеральной антимонопольной службы РФ.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 21.10.2011 № д09-2534 «О сроке действия лицензий в связи с принятием ФЗ от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Согласно подпунктов 5.4., 6.3.  Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Федеральная антимонопольная служба обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства; дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

В соответствии с разъяснением Федеральной антимонопольной службы, учреждение иностранным инвестором российского хозяйственного общества, а также последующее получение таким обществом лицензии на осуществление вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в настоящее время не подпадает под сферу действия Федерального Закона  № 57-ФЗ.

По результатам проведенного правового исследования адвокатами по инвестициям в стратегические общества клиенту было выдано правовое заключение, в котором обоснован вывод о незаконности отказа уполномоченного органа – Министерства промышленности и торговли РФ обратившемуся обществу в переоформлении лицензии по основаниям несоответствия соискателя лицензионным требованиям.