
Адвокаты по экологическому праву коллегии «Кученев Лопушанский и партнеры» за 20 лет практики выиграли многие сложнейшие экологические споры в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Оказывая юридические услуги, адвокаты по экологическому праву консультируют по вопросам:
- судебного обжалования решений органов уполномоченных в области экологических требований;
- соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленные законодательством Российской Федерации;
- охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатки проектов нормативов образования отходов;
- лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- предоставлениея в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами.
Благодаря тщательной предварительной проработке вопроса мы имеем один из самых высоких показателей выигранных экологических споров - более 98 %.
Ведение экологических споров – особое направление практики, доступное лишь наиболее опытным адвокатам по экологическому праву имеющих глубокие познания отраслевого законодательства, различных технических требований, правовой доктрины и судебной практики.
Пример конкретного обращения фирмы к адвокатам по экологическому праву показывает наиболее часто встречающиеся в практике вопросы связанные с возможными нарушениями экологического законодательства.
ПРЕЦЕДЕНТ
К адвокатам по экологическому праву, обратилось общество с вопросом о правомерности выводов уполномоченного органа о соблюдении обществом действующих экологических требований.
Как выяснилось в ходе проведения плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью инспектором г. Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы было выявлено непредставление Обществом данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления в установленные сроки, а также непредставление Отчета по форме федерального статистического наблюдения.
Кроме того, Обществом не были разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за год в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора не представлена.
Также, в ходе проведения проверки, было выявлено несоблюдение Обществом производственного контроля в области охраны окружающей среды.
Прежде всего адвокаты по экологическому праву разъяснили клиенту, что в соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 68 «Об отходах производства и потребления» раздельный сбор отходов представляет собой деятельность по сбору, временному хранению отходов в соответствии с установленными классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в их составе летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.
Таким образом, прежде всего адвокаты по экологическому праву указали клиенту на то, что Общество осуществляет сбор и накопление отходов, т.е. является производителем отходов, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность обеспечивать раздельный сбор, временное хранение вторичных материальных ресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а именно Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП (ред. от 18.04.2014) «Об утверждении Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы».
Статья 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» устанавливает, что сводный кадастр отходов производства и потребления включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов. Сводный каталог отходов производства и потребления города Москвы ведется на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Частью 3 ст. 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления в городе Москве» установлен порядок предоставления юридическими лицами информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Москвы от 21.10.2008 № 981-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» установлен порядок формирования и ведения сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, а также установлено, что формирование и ведение Классификационного каталога отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП.
Так как у общества обратившегося к адвокатам по экологическому праву в ходе хозяйственной деятельности и эксплуатации помещений образовывались твердые бытовые отходы, соответственно, Общество обязано было представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003г. № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы», природопользователи, указанные в п. 2.10 Порядка, до 01 сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления, в том числе Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст. 26 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В силу п.п. 4.2.22. Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в пределах своей компетенции устанавливает лимиты на размещение отходов, согласует порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2.9 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 октября 2003 года № 865-ПП поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются юридические лица.
Согласно п. 3 приложения 2 к данному документу поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
Согласно п. 6 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы» после представления и ввода информации в соответствующие разделы Кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Таким образом, адвокаты по экологическому праву детально разъяснили клиенту, что законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Соответственно, состав административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Исходя из предоставленной клиентом адвокатам по экологическому праву информации, а так же информации указанной в Акте проверки, талон природопользователя у Общества на момент проверки отсутствовал.
Обществом не были представлены документы, подтверждающие сдачу в установленный срок сведений для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления в установленные сроки, не представлен Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора не представлена, Обществом не несоблюден производственный контроль в области охраны окружающей среды.
При проведении проверки в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих, что Обществом предпринимались меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом адвокаты по экологическому праву исследовав и оценив выводы инспекторов об образовании у Общества отходов I – IV класса опасности, и, как следствие, о необходимости составления Обществом и утверждения паспортов отходов I – IV класса опасности, о необходимости получения Обществом сертификата на право работы с отходами I – IV класса опасности (п.п. 5, 6 Акта) сделали заключение о том что выводы инспекторов не подтверждаются материалами дела и являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Согласно п. 3 «Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ 16.08.2013г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности», которое вступило в силу с 01.08.2014г., паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 4 Правил, паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Указанные требования законодательства распространяются на юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса.
Как следовало из представленных адвокатам по экологическому праву материалов, в процессе хозяйственной деятельности Общества действительно образовывались отходы V класса опасности, что подтверждалось «Расчетом класса опасности отхода». Однако надлежащих доказательств, подтверждающих, что в процессе деятельности Общества образуются отходы, относящиеся к I - IV классу опасности, материалы дела, по мнению адвокатов не содержали.
Благодаря многолетнему опыту и тщательной проработке материалов о возможном нарушении клиентом экологических требований, адвокаты по экологическому праву обосновали позицию о том, что в процессе хозяйственной деятельности Общества не происходит сбор и накопление отходов I – IV класса опасности, и следовательно отсутствует само событие вмененного Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Отсутствие события правонарушения в силу статьи 24.5 КоАП РФ в свою очередь явилось обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.